Понедельник, 24.01.2022, 10:49 | Поддержать проект
Познавательный Интернет-журнал
"Умеха - мир самоделок"
Самоделки, советы, ответы,
кулинарные рецепты и статьи.

Всегда есть, что почитать!
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
Основные рубрики
В мире животных [503]
Дела строительные [458]
Дизайн, интерьер [728]
Домашнему мастеру [2109]
Женсовет: рукоделие+ [992]
Здоровье, Красота [607]
Игры, игрушки [334]
Мебель [274]
Моделирование [272]
На кухне + Рецепты [926]
Народные промыслы [480]
Околокомпьютерное [142]
Оптика [73]
Работы с деревом [455]
Работы с металлом [250]
Радиолюбителям [235]
Свое хозяйство * [2013]
** Обустройство [443]
** Парники, Теплицы [52]
** Приспособления [242]
** Цветы, Флористика [260]
** Деревья, Кустарники [234]
** Овощи [161]
** Бахчевые [26]
** Бобовые [19]
** Зелень и Приправы [115]
** Грибы [24]
** Болезни и Вредители [132]
** Кладовая (Закрома) [233]
** Птицеводство [73]
** Животноводство [99]
** Пчеловодство [22]
** Водоём [24]
Сотовые телефоны [43]
Спорт, снаряды [279]
Статьи Владимира Мао [141]
Транспорт и около [406]
Туризм, рыбалка, охота [533]
Экономим [168]
Это интересно! [907]
Только кулинария [3755]
Утилизация в РФ [7]
Видеоподборка [7]
Рекламные статьи [1]
GA





 Сборник
Главная » Статьи » Дизайн, интерьер

Рельефная резьба

Рельефная резьбаДеревянная резьба с глубоким, выразительным рельефом узоров издавна встречается в искусстве многих народов нашей страны. Немало резных изделий хранится в музеях, а накладную резьбу на старых деревянных домах можно еще встретить в городах Центральной России, на Урале, в Сибири. Ею украшены лобовые и торцевые доски, светелки, наличники, фигурные очелья ворот и калиток, отчего дома выглядят нарядно, празднично, как терема.

Самобытностью и богатством рельефной домовой резьбы отличается народное искусство Поволжья второй половины XIX века. «Пышный растительный узор круглыми завитками бежит по резным доскам, заплетая в свои побеги то крупные головки цветов, напоминающих ромашку, то грозди винограда, то декоративные плоды, похожие на огромные шишки каких-то сказочных деревьев. И в густоте пышного и ритмичного растительного узора словно позируют львы с очеловеченными головами, берегини в облике русалок, сирины в царственных коронах». Так описаны О. Кругловой, автором книги о русской народной резьбе, украшения одной из поволжских деревень. Особенно нарядно украшают в Поволжье наличники светелочных окон.

В рельефной резьбе узор довольно высоко возвышается над фоном — до 5—7 сантиметров. Тени в углублениях получаются глубокими, сочными.

Фон выводится в один уровень, а по отношению к нему отдельные части рисунка выступают на разную высоту. Это и создает игру светотени. Там, где глубина больше, тени темнее, выступающие части освещены ярче. Все это придает резному узору особую выразительность.

Материалы

Для рельефной резьбы подходит древесина большинства лиственных и хвойных пород — липы, осины, ольхи, березы, ясеня, дуба, сосны, ели, лиственницы, а также более редкие породы — грецкий орех, бук, пихта, кедр, тис и другие.

Там, где есть мебельные фабрики, где строгают древесину на шпон, художественные кружки и изостудии могут получать отходы производства ценных пород. Эти породы весьма разнообразны по цвету и текстуре, объединяются в условные группы, носящие названия «красное дерево», «лимонное дерево», «черное дерево». Как правило, древесина их очень прочна, режется с трудом, мелкие элементы резьбы на отдельных породах иногда могут скалываться, но богатейшие цвет и текстура покрывают все недостатки.

Нередко в старых садах, на окраинах, поглощаемых городской застройкой, можно запастись древесиной груши и яблони. Но самой доступной все же является древесина сосны, которая издавна была в почете у народных мастеров. Узоры, нанесенные на обычные сосновые доски, превращают этот самый простой материал в драгоценное произведение искусства.

Материал для рельефной резьбы должен быть без пороков, хорошо просушен. Если резать по сырой древесине, то работа идет легче, но при высыхании изделие может растрескаться, покоробиться. По сухой древесине резать труднее, нужно иметь острые резцы из хорошей стали, но резьба сохраняется надежно.

Инструменты

Для исполнения резных рельефов мастер должен иметь широкий набор инструментов. Чем разнообразнее выбор, тем больше творческих возможностей. Инструмент накапливается постепенно, от работы к работе. Начать заниматься рельефной резьбой можно, уже имея один-два резака и несколько стамесок.

Резаки — это обычные косые ножи, которыми выполняют геометрическую, контурную, отдельные элементы кудринской резьбы.

Стамески нужны трех видов: плоские, пологие, полукруглые. Плоские стамески продаются в магазинах инструментов Пологую стамеску нетрудно изготовить на наждачном круге из обычной плоской. Полукруглые с разными радиусами лезвия можно выточить на наждаке из старых напильников (полукруглых, круглых, трех- или четырехгранных, ромбических). Ручка стамески делается из любого материала — дерева, металла, пластмассы. Она может быть граненой или круглой со снятыми гранями. Чтобы не набить мозолей, грани скругляются.

Инструменты для рельефной резьбы должны быть особенно острыми, оставляющими сочный, маслянистый срез на дереве. Ведь эту резьбу шлифовать очень трудно, и нередко она идет под отделку сразу после работы стамесками.

Порядок работы

Первые резные композиции лучше выполнять, следуя образцам народного искусства. Работа по образцам позволяет почувствовать пластику резьбы, особенности работы инструментами. Для начала можно перерисовать небольшой фрагмент орнамента. При сочинении рисунка обратите внимание не только на контуры изобразительных элементов, но и на промежутки фона между ними (так называемые паузы), так как фон в этих местах будет темным, затененным, активно контрастирующим со светлыми выпуклыми элементами. Работа над рельефной резьбой включает несколько стадий. Рассмотрим их на примере выполнения резного цветка.


Операции выполнения рельефной резьбы:
а) нанесение рисунка
б) надрезание и подрезание
в) выборка фона
г) окончательная доводка изображения

Первое. Рисунок, подготовленный в натуральную величину, переводят на заготовку с помощью копировальной бумаги. Заготовку надежно закрепляют, так как при работе обе руки резчика будут заняты инструментами.

Второе. Надрезание и подрезание контуров изображения. Вначале углубляют все контурные линии и границы резных плоскостей, а затем сам рисунок отделяют от фона прорезной канавкой. Прямолинейные и плавно изогнутые контурные углубления делаются косым ножом сначала с наклоном в одну сторону (надрезание), а затем в другую (подрезание), как выполняют контурную резьбу. Лезвие проходит несколько справа и слева от линии рисунка, так что она оказывается в середине прорезываемой полоски.

Контурные канавки прорезают в середине между листьями, между соседними лепестками в цветах, отделяют стебли от головок цветов. Полукруглой стамеской выполняют контурную прорезь вокруг серединок каждого из цветков. Если рельефное изображение заключено в рамку, которая, как и основной рельеф, выступает над фоном (как в нашем случае), то вокруг нее также ведут контурный надрез: на прямолинейных участках — ножом, на закруглениях — полукруглой стамеской. Вначале делаются угловые округления, а затем между ними по линейке прямой надрез. Это похоже на выполнение сопряжений в черчении, только в роли карандаша выступают резцы.

Надрезая очертания рамки, ручки инструментов несколько отклоняют за пределы поля. Подрезание выполняется отлогой полукруглой стамеской в направлениях, перпендикулярных линиям надреза.

Третье. Следующий этап — удаление выпуклостей фона. Работают полукруглыми стамесками, срезая фон до необходимой глубины во всех направлениях, как только удобно: вдоль, поперек волокон, под углом к ним. Если требуется изображение сильно поднять над фоном, операции по углублению и подборке делают несколько раз, слой за слоем снимая древесину.

Четвертое. Когда фон углублен до нужного уровня, начинают прорабатывать само изображение. Для этого хороши все инструменты. Иногда пользуются косым ножом, заоваливая им высокие края резьбы, для мягких углублений понадобится пологая широкая стамеска, в другом месте продольные углубленные прорези выбирают узкой полукруглой стамеской.

В нашем примере наружные края лепестков и листьев удобно срезать и заоваливать широкой плоской стамеской, кое-где подправляя косым ножом. Этими же инструментами режут стебли и круглые серединки цветов, а внутренние углубления лепестков, идущие к середине цветка, делают полукруглыми стамесками. Некоторые сильно углубленные жилки на листьях и лепестках выполняют косым ножом, как контурные порезки. Серединки цветков насекают частыми контурными канавками с помощью косого ножа.

Когда выявлено изображение, можно опять заняться фоном. Если фон оставляют гладким, то плоской стамеской аккуратно, соблюдая общий уровень, его выстругивают вдоль волокон.

При этом следят за направлением слоя древесины, чтобы не сделать сколов. Это происходит тогда, когда стамеска, двигаясь по уходящему в глубину дерева слою, вырывает из поверхности стружку большей толщины, чем следует. Выбирая фон, срезая контурную канавку вокруг изображения, лучше пользоваться киянкой, слегка ударяя ею по черенку стамески. Усилий на это уходит немного, и, главное, можно соразмерять удары с глубиной резания. На фон можно равномерно нанести продольные узкие канавки, полукруглой стамеской сделать его чешуйчатым, насечь частыми следами острого гвоздя.

Отделка произведения

Рельефную резьбу обычно не полируют, редко лакируют до блеска. Чаще всего ее оставляют матовой с сочными следами срезов дерева. Для матовой отделки используют жидко разведенный лак: нитроцеллюлозный, смоляной, масляный, спиртовой. С помощью щетинной кисти им протирают один раз все закоулки рельефа, фон, выпуклости. Высыхая, лак впитывается в дерево и не оставляет блестящих потеков. От такой обработки резьба проявляется, выглядит свежей, текстура срезов становится хорошо видимой.

Резной рельеф можно тонировать водорастворимыми красителями (морилками, протравами) или водным раствором марганцовокислого калия.

Интересная отделка получается обжигом паяльной лампой с последующей прочисткой древесины стальной щеткой. На рельефе, особенно на хвойных породах, проступает четкая полосатая текстура (на лиственных слабее). Если поверхность обуглилась дочерна, а резьбу нужно сделать светлее, ее сильно прочищают вдоль волокон. Щетка выбирает мягкие, наиболее прогоревшие участки годичных слоев до светлого тона. Твердые участки с почерневшим гребнем начинают рельефно проступать. Если нужно сделать такую рельефную фактуру более глубокой, обжиг и прочистку повторяют несколько раз.

Рельефной резьбой украшают разнообразные деревянные поверхности, создавая на них изображения от простейших растительных орнаментов и узоров до сложных многофигурных сюжетных композиций.

Литература:
Двойникова Е. С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву. М., «Высшая школа», 1972.
Званцев М. П., Заволжье. М., «Искусство», 1972.
Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1974.
Левин Л. П. Резьба по дереву. М., КОИЗ, 1957.
Основы художественного ремесла (под ред. В. А. Барадулина). М., «Просвещение», 1979.
Яковлев И. И., Орлова Ю. Д. Резьба по дереву. М., «Искусство», 1974.

Категория: Дизайн, интерьер | Добавил: Mao (17.12.2015) | Автор: А. Хворостов
Просмотров: 1240 | Теги: Дерево, Рельефная резьба | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Комментарии
Имя *:
Email:
Код *:

Автор-составитель © Владимир Мао
Поиск по сайту
Сейчас читают
Рассылка сайта
Подписаться на информационные рассылки сайта
GA





Enter
Логин:
Пароль:
География "Умехи"
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Зарегистрированных: 0


Проект "Умеха - мир самоделок" существует с 2005 года и с тех пор постоянно наполняется и совершенствуется. Основная доля документов, представленных на сайте материалов, предназначена для людей хозяйственных, интересующихся ведением собственного подсобного хозяйства, строительством, ремонтом и благоустроиством собственных домов, квартир или дачных участков.

У хорошего хозяина обязателно дожна быть своя мастерская и необходимые инструменты. К сожалению, не все станки по карману рядовому домашнему мастеру, с этой целью на сайте представлена большая коллекция чертежей и описаний самодельных токарных станков по дереву и металлу, а так же других инструментов и приспособлений для домашнего мастера.

Для людей занимающихся ведением своего личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или фермерством, большая рубрика "Свое хозяйство" для удобства поделена на несколько узкотематических разделов, среди которых отдельными пунктами выделены такие темы, как парники и теплицы, цветы и флористика, деревья и кустарники, птицеводство и животноводство, пчеловодство и рыбоводство. Много статей опубликовано по теме "Сад и Огород".

И это далеко не все возможности сайта "Умеха - мир самоделок".

  • Копирование материалов сайта возможно при условии прямой активной ссылки на сайт Познавательный Интернет-журнал "Умеха - мир самоделок"
    и обязательным указанием автора и источника материала, кроме материалов, где в конце явно указано на запрет копирования.
  • По всем вопросам вы можете обратиться к администратору сайта через форму обратной связи


    12.060